EN

Персонал

Персонал

Неоспоримым конкурентным преимуществом АО «ФПК» является его профессиональный, высококвалифицированный персонал, мотивированный на эффективную работу. Около 67 тыс. сотрудников Компании обеспечивают клиентам комфорт, качество и безопасность пассажирских перевозок по сетям железных дорог России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Численность персонала Компании составляет 67 тыс. человек.

Основная часть — 41,8 тыс. человек, или 62 % работников, — заняты непосредственно обслуживанием пассажиров.

В результате проведенных антикризисных мероприятий списочная численность сотрудников снизилась на 8,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Компания сохраняет баланс между молодыми и более опытными сотрудниками. Средний возраст сотрудников АО «ФПК» составляет 40 лет. Молодежь в возрасте до 30 лет составляет 21 %. Большинство сотрудников (66 %) — женщины.

В 2015 году большое внимание уделялось укреплению и сохранению кадрового потенциала Компании. Показатель текучести кадров за 2015 год по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 0,6 п. п. и составил 8,4 % (в 2014 году — 9 %). Индекс стабильности персонала Отношение сотрудников со стажем работы более пяти лет к общей численности персонала. составил 68 % (в 2014 году — 65 %).

Компания полностью обеспечена персоналом, имеющим высшее и среднее профессиональное образование, в соответствии с требованиями нормативных документов. Из общего числа сотрудников 24 % имеют высшее образование.

Структура персонала по видам деятельности, человек

Работники по видам деятельности На 31 декабря 2014 г. На 31 декабря 2015 г.
Обслуживание в поездах 39 517 37 005
Продажа билетов 5 175 4 767
Персонал технического обслуживания и ремонта 6 987 6 377
Прочий персонал 22 256 19 528
Итого 73 935 67 677

Структура персонала АО «ФПК» по возрастному составу, %

Структура персонала АО «ФПК» по возрастному составу

Структура персонала АО «ФПК» по гендерному составу, %

Структура персонала АО «ФПК» по гендерному составу

Структура персонала АО «ФПК» по должностям/ профессиям, %

Структура персонала АО «ФПК» по должностям/ профессиям

Качественная структура персонала АО «ФПК», %

Качественная структура персонала АО «ФПК»

Подбор персонала

Для повышения качества принимаемых управленческих решений при подборе персонала и его дальнейшем развитии проводится оценка уровня развития корпоративных компетенций.

Руководители и специалисты проходят оценку в соответствии с моделью «5К + Л».

Для фронтлайн-персонала с учетом особенностей их профессиональной детальности данная модель адаптирована в «4К + Л».

В течение года оценку прошли около 24 тыс. человек, 80 % из которых — фронтлайн-персонал. По результатам оценки 80 % работников соответствуют профилю корпоративных компетенций.

Для своевременного и качественного комплектования руководящих должностей, подлежащих замещению с учетом текущих и перспективных потребностей, с учетом результатов оценки сформирован полноценный кадровый резерв из 168 руководителей. В отчетном периоде назначены 120 руководителей (уровень действенности кадрового резерва составил 71 %).

Профиль корпоративных компетенций руководителей/ специалистов («5К + Л»)
Способность к развитию Развитие сотрудников Компетентность
Формирование системы работы с клиентами Клиентоориентированность
Обеспечение командной работы Нацеленность на результат Корпоративность и ответственность
Обеспечение безопасности Качество и безопасность
Формирование инновационной среды Креативность и инновационность
Лидерство как стиль руководства Лидерство
Профиль корпоративных компетенций фронтлайн-персонала
Кассир билетный «4К + Л» Проводник пассажирского вагона
Способность к развитию (интеллект) Компетентность Способность к развитию (интеллект)
Ориентация на интересы клиентов Клиентоориентированность Ориентация на интересы клиентов
Нацеленность на результат Корпоративность и ответственность Работа в команде
Работа с высоким качеством Качество и безопасность Работа с высоким качеством
Способность к лидерству Лидерство Способность к лидерству

Оценка персонала АО «ФПК», человек

Инструмент оценки Всего Соискатели Работники
Оценка корпоративных компетенций, в том числе 23 937 12 852 11 085
фронтлайн-персонала 19 175 12 336 6 839
руководителей 2 837 90 2 747
специалистов 1 925 426 1 499
Аттестация руководителей 32 32
Итого 23 969 12 852 11 117

Обучение и развитие персонала

В АО «ФПК» организована эффективная система обучения и повышения квалификации персонала. В 2015 году прошли обучение 22,7 тыс. сотрудников, или 30,7 % от численности АО «ФПК».

В 2015 году около 3 тыс. человек прошли подготовку по рабочим профессиям и должностям служащих, повысили квалификацию 16 тыс. человек.

Обучение проводилось по следующим направлениям:

  • организация продажи проездных документов с использованием Программно-аппаратного комплекса «Рабочее место кассира» (ПАК РМК);
  • обслуживание и эксплуатация скоростного поезда «Стриж» производства Patentes Talgo S.L.;
  • эксплуатация, техническое обслуживание и диагностика неисправностей систем узлов двухэтажных пассажирских вагонов;
  • порядок ввода информации в Автоматизированную систему управления эксплуатацией и ремонтом парка пассажирских вагонов (АСУПВ).

В Компании ведется постоянная модернизация уже существующих программ обучения и разработка новых, развивается материально-техническая база Корпоративного кадрового учебно-методического центра (далее — Центра). Около 37 % от действующих программ обучения разработаны вновь.

Материально-техническая и методическая база Центра позволяет:

  • отрабатывать навыки клиентоориентированного сервиса и эффективного взаимодействия с клиентами;
  • совершенствовать знания корпоративных стандартов сервисного обслуживания.

Для достижения стратегических целей Компании и повышения эффективности бизнеса руководители и специалисты проходят обучение по программам дополнительного профессионального образования с привлечением внешних провайдеров.

Обучение по программам повышения квалификации прошли 2,8 тыс. руководителей и специалистов.

В 2015 году расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала составили 97,5 млн руб.

Обучение в разбивке по образовательным центрам, человек

Показатели системы обучения

Инструмент оценки 2013 2014 2015
Численность АО «ФПК», человек 77 952 73 935 67 027
Общее количество обученных, человек 27 673 22 731 21 787
Доля обучения в ФПКЦКадр, % 37,0 41,4 52,6
Бюджет, млн руб. 138,1 113,6 97,5

Статистика получивших новую профессию и повысивших квалификацию сотрудников

Наименование профессии, должности Всего, человек В том числе на базе ФПКЦКадр, человек % обученных в ФПКЦКадр
Подготовка, переподготовка и обучение второй профессии
Проводник пассажирского вагона 2 299 1 714 74
Поездной электромеханик 158 59 37
Слесарь по ремонту подвижного состава 91 39 43
Осмотрщик-ремонтник вагонов 94 36 38
Кассир билетный 75 48 64
Повышение квалификации
Проводник пассажирского вагона 9 242 4 896 53
Поездной электромеханик 648 300 46
Слесарь по ремонту подвижного состава 920 413 45
Осмотрщик-ремонтник вагонов 477 135 28
Кассир билетный 3 734 3 082 83

Структура профессионального обучения, %

Структура профессионального обучения, %

Обучение во внешних центрах дополнительного профессионального образования

Провайдеры Основные программы обучения
Корпоративный университет ОАО «РЖД» «Корпоративный лидер» (13 человек)
Университетский комплекс железнодорожного транспорта MBA по специализациям:
  • «управленческая экономика» (20 человек);
  • «управление транспортным бизнесом: клиентоориентированность и эффективность пассажирских перевозок» (14 человек обучаются в настоящее время).

Программы подготовки резерва на должности:

  • начальник пассажирского поезда (161 человек);
  • главный инженер структурных подразделений (16 человек)

Программы повышения качества обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности движения

АНО «ПиЭм Эксперт» Комплекс программ по управлению проектами (39 человек)

Организация целевой подготовки молодых кадров

Организация целевой подготовки молодых кадров

Для организации притока молодых кадров АО «ФПК» сотрудничает с девятью профильными университетскими комплексами железнодорожного транспорта. Около 800 студентов обучаются по целевым программам высшего и среднего профессионального образования. В 2015 году восемь выпускников МИИТа завершили обучение по программе дополнительной подготовки студентов по технологии «авторский класс» «клиентоориентированный маркетинг пассажирских перевозок».

Для студентов целевого обучения дневных отделений проведены публичные лекции и Дни специализации, на которых они могли ознакомиться с производственной деятельностью и задачами Компании.

2 декабря 2015 г. руководители аппарата управления АО «ФПК» и преподаватели Центра провели открытые уроки для студентов старших курсов МИИТа, обучающихся по специальностям «подвижной состав железных дорог (вагоны)», «сервис на транспорте» и «менеджмент» (кафедра «Сервис и туризм»).

По программе бакалавриата направления «менеджмент» с использованием дистанционных технологий обучаются 42 сотрудника поездных бригад.

Развитие студенческих отрядов проводников

Для обеспечения персоналом в период летних пассажирских перевозок Компания ежегодно, начиная с 2010 года, привлекает студентов для работы проводниками пассажирских вагонов. Летом 2015 года около 8,5 тыс. студентов и учащихся из более 300 образовательных учреждений других отраслей и ведомств были трудоустроены в филиалы Компании. Второй год подряд АО «ФПК» привлекает студентов в период зимних каникулярных перевозок.

В 2015 году расходы Компании по договорам оказания услуг по формированию студенческих отрядов проводников составили 59,6 млн руб.

Летние перевозки, тыс. студентов

Зимние перевозки, тыс. студентов

Перевозки, тыс. студентов

Система оплаты труда и мотивации сотрудников

Система оплаты труда персонала ориентирована на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и обеспечение соблюдения прав сотрудников в области оплаты труда и соответствие корпоративным стандартам управления денежным вознаграждением персонала.

Она разработана с учетом принципов Концепции оплаты труда сотрудников организаций, входящих в холдинг «РЖД».

Повышение конкурентоспособности заработной платы осуществляется через механизм повышения эффективности мотивации.

Система мотивации сотрудников Компании направлена на материальную заинтересованность персонала в повышении качества обслуживания пассажиров, комфорта поездки, обеспечении безопасности движения поездов, качества ремонта и обслуживания вагонов.

Дополнительное премирование за обеспечение безопасности движения поездов, а также обеспечение высокого качества ремонта и обслуживания вагонов позволяет достичь положительного эффекта в части снижения количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отказа технических средств.

Для повышения качества и эффективности обслуживания клиентов и повышения доходов по прочим видам деятельности производится дополнительное премирование за реализацию продукции и предоставление услуг пассажирам. По итогам 2015 года такие выплаты в среднем на одного работника выросли в 1,3 раза.

Сохраняется вознаграждение за преданность Компании, хорошо зарекомендовавшее себя в предыдущие годы. Производится индексация заработной платы.