EN

Российский транспортный рынок

Ухудшение состояния экономики в 2015 году сопровождалось снижением покупательной способности и транспортной активности населения, что оказало давление на российский транспортный рынок.

В 2015 году рынок пассажирских перевозок в дальнем следовании, включающем внутригосударственное и международное сообщение, сократился на 6 % и составил 332,8 млрд пасс.-км.

С конца 2014 года в гражданской авиации наметился спад пассажиропотока на международных воздушных линиях — основном драйвере роста рынка на протяжении нескольких прошлых лет. По этой причине сокращение объемов перевозок авиакомпаниями в 2015 году составило 6 %. Пассажирооборот железнодорожного транспорта сократился также на 6 %.

Ежегодно структура изменялась, но на основе факторов 2015 года доля транспортного рынка не претерпела изменений. Так, по итогам 2015 года железнодорожному транспорту принадлежало 26 % рынка пассажирских перевозок в дальнем следовании в международном сообщении. Доля рынка авиационного транспорта по итогам 2015 года составила 68 %.

На рынке внутригосударственного сообщения, наоборот, произошли существенные изменения. Российские авиакомпании продолжают переориентировать свои мощности на внутренний рынок.

Структура рынка пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении, %

Структура рынка пассажирских перевозок во внутригосударственном сообщении, %

Данная тенденция привела к росту пассажирооборота авиационного транспорта во внутригосударственном сообщении на 12 %, увеличив его долю рынка до 49 % (+4 п. п. к уровню предыдущего года), в то время как доля железнодорожного транспорта сократилась на 2 %.

Ежегодное сокращение доли железнодорожного транспорта является признаком высокого уровня конкуренции на рынке транспортных услуг.

Авиационный транспорт при государственной поддержке наращивает объемы перевозок во внутригосударственном сообщении за счет субсидирования региональных перевозок, наличия дешевых невозвратных авиабилетов, а также выделения дополнительного финансирования на развитие авиационной инфраструктуры и парка воздушных судов.

Основными конкурентными преимуществами авиакомпаний являются скорость и, как следствие, время доставки пассажиров; отсутствие ценового регулирования и более высокая ценовая, коммерческая и маркетинговая гибкость.

Обострению конкуренции способствует расширение присутствия низкобюджетных перевозчиков, таких как авиакомпания «Победа».