EN

Итоги выполнения стратегических задач

По итогам 2015 года отмечено отклонение от целевого состояния по пяти параметрам:

  • пассажирооборот;
  • выручка от перевозок;
  • инвестиции;
  • приобретение вагонов;
  • рентабельность по EBITDA.

На выполнение Стратегии развития АО «ФПК» оказали влияние изменения в макроэкономическом окружении, регуляторные решения государства, управленческие решения менеджмента АО «ФПК» и холдинга «РЖД».

Макроэкономические показатели в 2011–2015 годах вышли за пределы тех прогнозов, которые закладывались при разработке Стратегии развития АО «ФПК». Так, темп роста ВВП накопленным итогом к 2015 году составил 1,3 % вместо запланированного 12,3 %. Рост заработной платы накопленным итогом к 2015 году составил 5,7 % вместо запланированного 13,7 %. При этом инфляция превысила прогнозируемую Стратегией на 19 п. п. (42 % по факту и 23 % в прогнозе Стратегии).

Помимо макроэкономических факторов на выполнение Стратегии АО «ФПК» оказали влияние политический кризис на Украине и девальвация рубля. Пассажирооборот и доходы АО «ФПК» от международных перевозок сократились на 79 и 59 % соответственно.

Стратегия развития АО «ФПК» предусматривает стопро­центную компенсацию выпадающих доходов со стороны государства, а также частичное участие государства в финансировании Инвестиционной программы. Однако за 2011–2015 годы дефицит субсидий составил 19,8 млрд руб., финансирование инвестиций государством не осуществлялось. Снижение субсидий компенсировалось дополнительным повышением тарифов (51 % в регулируемом сегменте за 2011–2015 годы).

В качестве частичного покрытия дефицита субсидий в 2013 году холдинг «РЖД» внес 5 млрд руб. в уставный капитал АО «ФПК», что обеспечило выполнение контрольного параметра «Чистые активы».

Управленческие решения менеджмента АО «ФПК» были направлены на выполнение Стратегии при сохранении безубыточности деятельности АО «ФПК». В рамках оптимизации затрат за 2011–2015 годы было отменено 105 поездов, сокращено 14 тыс. сотрудников, закрыто 25 линейных предприятий.

В целях сохранения объема перевозок менеджментом АО «ФПК» реализовывались мероприятия по управлению спросом и повышению качества обслуживания пассажиров.

Группы факторов, влияющих на исполнение Стратегии

1. Снижение ВВП и покупательной способности населения

Показатель н. и. в 2015 г. Стратегия Факт
Темп роста ВВП, % 112,3 101,3
Рост реальной заработной платы, % 113,7 105,7
Инфляция, % 123 142

2. Политическая ситуация на Украине и девальвация рубля



Пассажирооборот Выручка
Рентабельность по EBITDA Инвестиции
Чистые активы