EN

Структура инвестиций

Структура инвестиций

Объем Инвестиционной программы 2015 года составил 17,8 млрд руб.

В отчетном периоде приобретено 185 новых пассажирских вагонов на 12,6 млрд руб., в том числе:

  • 80 вагонов Talgo;
  • 70 двухэтажных вагонов, в том числе 16 двухэтажных вагонов для межрегионального сообщения;
  • 25 плацкартных вагонов;
  • 10 вагонов габарита RIC.

На модернизацию пассажирского подвижного состава направлено 3,9 млрд руб.

Остальные инвестиции в размере 1,3 млрд руб., или 7,6 %, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.

Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.

В 2015 году было закуплено 80 вагонов подвижного состава Talgo (4,4 млрд руб.) для эксплуатации на маршруте Москва — Нижний Новгород.

Также было приобретено 70 двухэтажных вагонов на сумму 5,4 млрд руб., в том числе 16 двухэтажных вагонов для межрегионального сообщения на сумму 1,2 млрд руб. Данный подвижной состав используется на перспективных направлениях, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки: Москва — Самара, Москва — Воронеж и Москва — Санкт-Петербург. Использование двухэтажного подвижного состава позволило повысить конкурентоспособность Компании за счет снижения себестоимости перевозок.

В условиях снижения зависимости от государственных субсидий в 2015 году закуплено лишь 25 плацкартных вагонов на общую сумму 0,8 млрд руб. и 16 двухэтажных вагонов для межрегионального сообщения на общую сумму 1,2 млрд руб.

АО «ФПК» заинтересовано в сохранении парка плацкартных вагонов по ряду причин:

  • перевозки пассажиров в плацкартных вагонах востребованы в субъектах Российской Федерации с невысоким уровнем доходов населения ввиду низкой стоимости проезда;
  • перевозки организованных групп детей в период школьных каникул (более 0,5 млн детей ежегодно);
  • АО «ФПК» обязано предоставлять Министерству обороны Российской Федерации (Минобороны России) плацкартные вагоны для обеспечения воинских и эвакуационных перевозок;
  • плацкартные вагоны, включаемые в состав фирменных поездов, с учетом компенсации выпадающих доходов в регулируемом сегменте эксплуатируются с положительным финансовым результатом. Благодаря этому осуществляется возмещение расходов на эксплуатацию нефирменных поездов на социально значимых маршрутах с уменьшением общего размера требуемых субсидий;
  • плацкартные вагоны эксплуатируются на безальтернативных маршрутах, на которых невозможна отмена железнодорожного сообщения.

В 2015 году выполнен контракт с ОАО «Тверской вагонострои­тельный завод», переданный ОАО «РЖД» в 2011 году на поставку 200 вагонов габарита RIC. Последние 10 вагонов, на которые было затрачено 2,0 млрд руб., получены АО «ФПК» в феврале 2015 года. Целью проекта по поставке вагонов габарита RIC является обеспечение перевозок пассажиров в международном сообщении.

В Инвестиционной программе 2015 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 3,9 млрд руб. Основная доля этих инвестиций (3,1 млрд руб., или 81 %) была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы вагона.

Структура Инвестиционной программы, млрд руб.

Программа 2014 2015 +/–
Приобретение подвижного состава 21,1 12,6 –8,5
Модернизация подвижного состава 0,9 3,9 3,0
Обновление деповского хозяйства 1,8 0,8 –1,0
Развитие информационных технологий 0,5 0,4 –0,1
Прочие проекты 0,2 0,1 –0,1
Итого 24,5 17,8 –6,7


Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были преду­смотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.

На обновление деповского хозяйства израсходовано 0,8 млрд руб.

Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:

  • строительство новых сооружений — 0,1 млрд руб.;
  • реконструкция производственных мощностей — 0,4 млрд руб.;
  • оснащение цехов охранно-пожарной сигнализацией — 0,1 млрд руб.;
  • приобретение оборудования, необходимого для обеспечения бесперебойной работы депо, — 0,1 млрд руб.;
  • обновление опасных производственных объектов — 0,1 млрд руб.

На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2015 году было потрачено 0,4 млрд руб. Приоритетным проектом в этом направлении стало развитие продаж проездных документов в АО «ФПК», суммарный размер инвестиций по которому составляет 0,2 млрд руб.; на мероприятия по оптимизации маршрутной сети было направлено 0,1 млрд руб.

Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,1 млрд руб.

Источниками финансирования Инвестиционной программы в 2015 году являются:

  • собственные средства — 14,7 млрд руб.;
  • заемные средства — 3,1 млрд руб.

Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений от уровня 2014 года, стало приобретение меньшего количества пассажирских вагонов в 2015 году (185 единиц), чем в аналогичном периоде 2014 года (274 вагона) разница составила 89 пассажирских вагонов (на сумму 8,5 млрд руб.).

Увеличение затрат на модернизацию подвижного состава по сравнению с 2014 годом в 4,3 раза было обусловлено необходимостью поддержания парка вагонов на требуемом уровне работоспособности.