EN

Оптимизация маршрутной сети

Обеспечение ввода государственного заказа на перевозки на убыточных маршрутах

В рамках оптимизации маршрутной сети в 2015 году были выполнены следующие работы:

  • разработана и утверждена методика оптимизации маршрутной сети и расписания движения поездов АО «ФПК»;
  • создано программное обеспечение поддержки принятия решений по оптимизации маршрутной сети;
  • подготовлен перечень корректировок графика движения поездов на 2015 год и перечень инициатив для формирования запроса на разработку графика движения пассажирских поездов на 2015/2016 год.

В рамках оптимизации маршрутной сети в графике 2015/2016 года исключено из обращения 68 пар пассажирских поездов.

Оптимизация маршрутной сети позволила повысить эффективность использования вагонного парка. За 2015 год производительность вагона рабочего парка составила 0,721 млн пасс.-км/ваг, что выше уровня 2014 года на 3,4 %.

В рамках оптимизации маршрутной сети АО «ФПК» вынуждено отменять маршруты, которые нерентабельны даже с учетом выделяемых в настоящее время субсидий, поскольку субсидии выделяются без привязки к конкретному маршруту. Это приводит к спиралевидному сокращению маршрутной сети АО «ФПК», при том что многие из указанных маршрутов являются социально значимыми и были бы востребованы населением.

Рациональным выходом из сложившейся ситуации является четкое разделение ответственности между государством и перевозчиком за социально значимые пассажирские перевозки на основе перехода к механизму государственного заказа на пассажирские перевозки в дальнем следовании на каждом маршруте.

Ускорение движения и оптимизация расписания движения пассажирских поездов дальнего следования

Средняя маршрутная скорость скорых поездов АО «ФПК» в 2015 году составила 57,04 км/ч (в 2014 году — 57,2 км/ч), пассажирских поездов — 46,65 км/ч (в 2014 году — 46,35 км/ч).

В 2015 году время движения 68 поездов уменьшено на 30 мин. и более, всего — на 137 ч. Время движения 404 поездов уменьшено на период до 30 мин., всего — на 233 ч.

Маршрутная скорость скоростных поездов на направлении Москва — Нижний Новгород составляет 114,72 км/ч (в 2014 году — 111,43 км/ч). На направлениях Москва — Орел, Москва — Курск («Ласточка») — 92,31 км/ч (в 2014 году — 92,31 км/ч), Москва — Смоленск («Ласточка») — 100,56 км/ч (в 2014 году — 92,43 км/ч).

Важным шагом для масштабного ускорения поездов является инициированное в 2015 году обсуждение смягчения инфраструктурного тарифа для скоростных поездов, в том числе смещение порога, после которого увеличивается тариф для скоростных поездов, с 91 до 140 км/ч.

В случае реализации такого смягчения тарифов количество рентабельных скоростных поездов, пользующихся повышенным спросом у пассажиров, будет увеличено кратно.

Средняя скорость за год по категориям поездов, км/ч

Средняя скорость за год по категориям поездов

Ускорение поездов в графике 2015/2016 года с детализацией по основным направлениям

Ускорение поездов в графике 2015/2016 года с детализацией по основным направлениям

Разработка и внедрение схем организации мультимодальных перевозок

В отчетном году Компания продолжила развитие мультимодальных перевозок, включающих железнодорожное и автобусное сообщение.

По состоянию на 31 декабря 2015 г. для привлечения дополнительного пассажиропотока и улучшения качества обслуживания Компанией реализовано восемь мультимодальных маршрутов с использованием автотранспорта:

  • Тольятти — Сызрань;
  • Колчаново — Пикалево;
  • Кострома — Ярославль;
  • Великие Луки — Себеж;
  • Бокситы — Серов;
  • Россошь — Белгород;
  • Старый Оскол — Валуйки;
  • Котлас — Великий Устюг.

С начала реализации проекта (с декабря 2014 года) в мультимодальном сообщении перевезено свыше 51 тыс. пасса­жиров.

В рамках дальнейшего развития мультимодальных перевозок запланирована организация следующих маршрутов:

  • с 14 января 2016 г. — Великий Устюг — Котлас — Москва с использованием автотранспорта на участке Великий Устюг — Котлас с пересадкой на ст. Котлас на поезд ­Воркута — ­Москва;
  • с 1 марта 2016 г. — продление существующего мультимодального маршрута Кострома — Ярославль — Санкт-Петербург до Волгореченска с использованием автотранспорта на участке Волгореченск — Кострома — Ярославль с пересадкой на ст. Ярославль на поезд Иваново — Санкт-Петербург;
  • с 1 марта 2016 г. — запуск мультимодального сообщения Вологда — Ярославль — Москва с использованием автотранспорта на участке Кострома — Ярославль с пересадкой на ст. Ярославль на скорые поезда сообщением Москва — Ярославль;
  • с 1 апреля 2016 г. — запуск мультимодального сообщения Кострома — Ярославль — Москва с использованием автотранспорта на участке Кострома — Ярославль с пересадкой на ст. Ярославль на скорые поезда сообщением Москва — Ярославль.

Основными критериями организации мультимодальной перевозки являются:

  • конкурентные преимущества относительно авиа- и ­автотранспорта (время в пути и тариф);
  • пассажироемкость направления — наличие устойчивого пассажиропотока между населенными пунктами, от которых организуется подвоз различными видами транспорта к поездам дальнего следования;
  • организация согласованного по времени подвоза различными видами транспорта к станциям пересадки на поезда дальнего следования;
  • расстояние по маршруту следования до станции пересадки на поезд дальнего следования не должно превышать 150 км;
  • возможность организации продажи единого проездного документа на различные виды транспорта в одной кассе;
  • удобное взаимное расположение автовокзала относительно железнодорожного вокзального комплекса, способствующего комфортной пересадке между железнодорожным и автотранспортом.