Итоги работы АО «ФПК» в 2015 году вновь подтвердили его бизнес-эффективность. Приятно отметить, что Компания признана лучшим дочерним обществом ОАО «РЖД» по реализации организационно-штатных мероприятий в 2015 году.
Деятельность АО «ФПК» тесно связана с экономикой всей страны. В прошлом году обострилась тенденция сокращения реальных располагаемых доходов населения, что не могло не сказаться на российском транспортном рынке.
При этом Компании удалось выполнить план по пассажирообороту. Так, в поездах АО «ФПК» за 2015 год показатель составил 86,1 млрд пасс.-км, что на 0,4 % выше планового задания; в поездах собственного формирования показатель составил 81,1 млрд пасс.-км, или 100,2 % к плановому заданию. Отмечу, что по итогам работы АО «ФПК» за 2015 год чистая прибыль также превысила плановое значение.
На протяжении всего периода работы, с 2010 года, в Компании реализуется продуманная политика по контролю издержек. В соответствии с антикризисными мероприятиями оптимизирована маршрутная сеть, осуществлялось реформирование организационно-функциональной структуры управления, совершенствовались технические процессы и нормативы, внедрялись электронные системы продажи проездных документов, что в результате обеспечило высокую эффективность труда.
Ежегодно АО «ФПК» значительную часть своей Инвестиционной программы вкладывает в обновление подвижного состава. В отчетном периоде 16,5 млрд руб., то есть 92,4 % инвестиций, направлены на приобретение вагонов и модернизацию парка. Всего в 2015 году приобретено 185 новых пассажирских вагонов, в том числе закуплены инновационные вагоны производства Patentes Talgo S.L. для организации скоростного сообщения на маршруте Москва — Нижний Новгород. Приобретены 70 двухэтажных вагонов, эксплуатация которых позволила повысить конкурентоспособность Компании за счет снижения себестоимости перевозок. Также парк АО «ФПК» пополнили новые плацкартные вагоны и вагоны габарита RIC для перевозок пассажиров в международном сообщении. Кроме того, в 2015 году реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава».
Остальные инвестиции в размере 1,3 млрд руб., или 7,6 %, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и другие проекты.
В целях привлечения пассажиропотока в течение года проведен ряд маркетинговых акций с дифференциацией тарифов в зависимости от глубины продажи билетов и расположения мест. Впервые были применены скидки и в регулируемом сегменте перевозок — плацкартных и общих вагонах. В 2015 году расширен полигон действия системы динамического ценообразования.
Безусловно, данные мероприятия в сочетании с развитием сервиса будут способствовать росту конкурентоспособности АО «ФПК» на рынке транспортных услуг.
Мы вступили в 2016 год, который проходит в холдинге «Российские железные дороги» под девизом «Год пассажира». ОАО «РЖД» утверждена обширная программа мероприятий. К зоне ответственности АО «ФПК» относятся повышение скоростей поездов и ценовой доступности, а также обновление подвижного состава, развитие дополнительных услуг, улучшение качества подготовки персонала и многое другое. АО «ФПК» открыто новым инициативам, поэтому уверен, что каждый проект принесет положительные изменения и будет способствовать повышению уровня клиентоориентированности.