EN

Результаты реализации стратегических проектов и планы на 2016 год

Расширение практики применения динамического ценообразования

На конец 2015 года 254 поезда АО «ФПК» входили в полигон реализации системы управления доходностью. Ею было охвачено 47 % перевозок дерегулированного сегмента внутригосударственного сообщения.

В декабре 2015 года полигон системы управления доходностью был дополнительно расширен за счет применения гибкого механизма тарифообразования на 134 поезда, отправля­ющихся с 14 января 2016 г. Таким образом, в начале 2016 года 390 поездов на 116 направлениях находились под управлением системы. По состоянию на январь 2016 года системой управления доходностью обеспечен 75-процентный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении.

В соответствии с приказом ФСТ России от 5 декабря 2014 г. № 280-т/1 АО «ФПК» впервые в 2015 году получила возможность гибкого регулирования тарифов в сегменте плацкартных и общих вагонов в зависимости от расположения мест.

Дифференциация стоимости проезда на различные категории мест плацкартных вагонов сделала пассажирские перевозки для небогатых слоев населения более доступными. Компания не предполагает увеличения стоимости проезда в данном сегменте: верхняя граница интервала изменения стоимости проезда в плацкартном сегменте ограничена тарифом, устанавливаемым Тарифным руководством, графиком гибкого регулирования и коэффициентом фирменности.

Скидки на проезд в плацкартных вагонах начали предоставляться в феврале 2015 года, тогда в область действия акции входило лишь 14 поездов. Постепенно полигон акции расширялся: в апреле 2015 года в него вошло 50 поездов, в сентябре — еще 130 поездов, а в октябре в акцию были включены все поезда дальнего следования, курсирующие во внутригосударственном сообщении.

За отчетный год более 2,3 млн человек смогли воспользоваться привлекательным ценовым предложением, совершая путешествия в плацкартных вагонах.

В 2016 году будет продолжена практика реализации гибкой тарифной политики в регулируемом сегменте. Так, на поезда отправлением с 24 февраля по 3 марта и с 9 марта по 28 апреля 2016 г. пассажирам будет предоставлена возможность совершить поездку с 25-процентной скидкой на верхней боковой полке в плацкартных вагонах.

Система динамического ценообразования позволяет выявить баланс спроса и стоимости услуг, что в конечном итоге отражается на эффективности реализации проекта.

В целом по полигону системы управления доходностью по итогам 2015 года рост пассажиропотока составил 107 %. Данные показатели достигнуты при росте средней доходной ставки на 5 %.

По полигону системы управления доходностью по итогам 2015 года отмечен рост не только объемных, но и доходных показателей. Так, рост объема валовых доходных поступлений составил 107 %, или 2 159 млн руб., дополнительно к уровню прошлого года, рост доходов от перевозочной деятельности — 106 %. Данные результаты получены при одновременном сниженном объеме предложения — падение местооборота к уровню прошлого года составило 4 %.

Учитывая положительные результаты работы системы управления доходностью, в 2016 году расширение полигона системы управления доходностью будет продолжено.

Так, к концу 2016 году плановый охват дерегулированного сегмента во внутригосударственном сообщении системой динамического ценообразования составит порядка 95 %. При этом под управлением данной системы будут находиться порядка 485 поездов.

Тенденция охвата гибким тарифным инструментарием перевозок во внутригосударственном сообщении

Тенденция охвата гибким тарифным инструментарием перевозок во внутригосударственном сообщении

Этапность расширения полигона управления доходностью

Программы лояльности «РЖД Бонус» и бонусные карты

Запуск Программы лояльности «РЖД Бонус» для пассажиров поездов дальнего следования АО «ФПК» состоялся 1 июля 2012 г.

За отчетный год в Программе зарегистрировались более 630 тыс. участников. Прирост количества зарегистрированных участников к уровню 2014 года составил 36,1 %, а общее количество участников на конец 2015 года составило 1,6 млн человек.

Количество участников Программы «РЖД Бонус», тыс. человек

Количество участников Программы «РЖД Бонус»

На корпоративном портале ОАО «РЖД» участниками Программы было приобретено более 88 % проездных документов, что на 4 п. п. больше показателя 2014 года.

Премиальные билеты в 2015 году получили 72,5 тыс. участников, что в 3,4 раза больше, чем в 2014 году. Всего за 2015 год было оформлено 138 тыс. премиальных билетов.

За 2015 год было зарегистрировано 46 тыс. участников — владельцев карт Visa «ВТБ24 — РЖД» (примерно 7,3 % всех участников Программы, зарегистрированных за 2015 год).

В 2015 году реализованы следующие мероприятия с партнерами Программы:

  • с 1 апреля 2015 г. к Программе «РЖД Бонус» присоединился новый партнер — Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей (РОСПРОФЖЕЛ), для членов которого предоставляются специальные условия по начислению баллов в рамках Программы;
  • при предъявлении карты участника Программы «РЖД Бонус» в ресторанах холдинга «Росинтер» (Il Patio, TGI Fridays, Costa Coffee) теперь предоставляется скидка 7 %;
  • запущен пилотный проект «Культурные столицы» — предоставление специальных предложений участникам Программы лояльности в театрах и гостиницах;
  • подписано партнерское соглашение с сетью отелей Carlson Rezidor. Группа Carlson Rezidor стала первой международной гостиничной компанией, с которой АО «ФПК» подписала партнерское соглашение. В рамках соглашения пассажиры — участники Программы лояльности «РЖД Бонус» могут воспользоваться специальными тарифами и предложениями отелей группы Carlson Rezidor.

В рамках Программы лояльности были проведены следующие акции и организованы специальные предложения:

  • для организаций, желающих вступить в Программу лояльности «РЖД Бонус», была разработана Корпоративная программа. Участие предполагает регистрацию в Программе юридического лица с целью накопления баллов за поездки, совершенные сотрудниками этой компании. В дальнейшем накопленные на лицевом счете баллы представитель юридического лица может расходовать на премиальные поездки;
  • для студенческой аудитории российских высших учебных заведений в рамках Программы лояльности «РЖД Бонус» был разработан проект «Студенческая карта», который позволяет держателям данных карт вне зависимости от сезона получать скидку в размере 25 % на проезд в купейных вагонах поездов АО «ФПК» во внутригосударственном сообщении, а также накапливать баллы Программы для последующего обмена на премиальные билеты;
  • с 1 марта 2015 г. участникам Программы «РЖД Бонус» за перевозку автомобилей начисляются баллы из расчета 3 балла за 10 руб., потраченных на оплату услуги, аналогично схеме начисления баллов за поездки.

Программа лояльности «РЖД Бонус» стала победителем Национального конкурса в области маркетинга лояльности Loyalty Awards Russia — 2015 в номинации «Лучшая программа лояльности транспортной компании».

В декабре 2015 года АО «ФПК», международная платежная система MasterCard и Альфа-Банк выпустили совместную банковскую карту «РЖД-MasterCard-Альфа-Банк». Она может быть как кредитной, так и дебетовой. С 10 декабря по 31 декабря 2015 г. в рамках кобрендингового проекта с Альфа-Банком уже зарегистрировано более 7 тыс. участников.

В 2016 году планируется расширение Программы лояльности «РЖД Бонус»:

  • реализация частичной оплаты проездных документов баллами «РЖД Бонус»;
  • сотрудничество с проектом туристической карты Москвы и Санкт-Петербурга Moscow Pass / Piter Pass и предоставление скидки на приобретение данной карты участниками «РЖД Бонус»;
  • предоставление специальных «Дневных тарифов» при проживании в отелях-партнерах при предъявлении карты участника Программы «РЖД Бонус» и билетов на дневные поезда АО «ФПК»;
  • внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), которая позволит:
  • создать единую информационную среду о реальных и потенциальных клиентах, партнерах, конкурентах,
  • осуществлять сегментацию клиентов,
  • реализовывать планирование, мониторинг и анализ контактов с клиентами,
  • управлять сервисным обслуживанием и поддержкой клиентов, что в конечном итоге приведет к увеличению частоты поездок, средней стоимости поездки, сокращению оттока пассажиров, привлечению новых клиентов, увеличению пассажиропотока;
  • реализация проекта по выпуску совместной студенческой банковской карты с международной студенческой организацией ISIC.

Карта «ВТБ24 — РЖД»

Оформив карту «ВТБ24 — РЖД», можно оплачивать любые покупки и при этом накапливать баллы на премиальную поездку на поезде по Программе «РЖД Бонус». Владельцы карты автоматически становятся участниками Программы «РЖД Бонус» и получают баллы не только за поездки, но и за каждую покупку по карте.

Карты Moscow Pass/ Piter Pass

Moscow Pass / Piter Pass — это карта гостя Москвы/Санкт-Петербурга, ключ к главным достопримечательностям города, бесплатный вход в музеи, экскурсии со скидкой, тур на двухэтажном автобусе и круиз по реке.

Карта ISIC

ISIC (International Student Identity Card) — международная студенческая карта, подтверждающая статус учащегося во всем мире и предоставляющая возможности получения скидок и привилегий.

Повышение эффективности деятельности в сфере перевозок багажа, грузобагажа и почты

За 2015 год перевезено 3,3 тыс. автомобилей
За 2015 год перевезено 3,3 тыс. автомобилей

С 1 октября 2014 г. АО «ФПК» в полном объеме перешло на технологию перевозки багажа в отдельном купе без использования в перевозочном процессе багажных отделений во всех поездах собственного формирования, следующих во внутригосударственном сообщении.

За 2015 год услугой перевозки багажа в отдельном купе воспользовались 81,2 тыс. пассажиров, что в два раза больше уровня прошлого года.

Оптимизация багажного комплекса Компании позволила в период с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2015 г. прекратить деятельность 270 багажных отделений.

Динамично развивается услуга перевозки автомобилей пассажиров. Услуга доступна на восьми маршрутах:

  • Москва — Хельсинки;
  • Москва — Санкт-Петербург;
  • Москва — Петрозаводск;
  • Москва — Псков;
  • Москва — Астрахань;
  • Санкт-Петербург — Астрахань;
  • Санкт-Петербург — Адлер;
  • Москва — Адлер.

С 28 февраля 2015 г. стало доступным электронное оформление заявки на перевозку автомобиля в вагонах-автомобилевозах через Единый информационный центр ОАО «РЖД» по телефону. Продажа перевозочных документов осуществляется в 17 пунктах на полигонах Московского, Северо-Западного, Северо-Кавказского и Приволжского филиалов. В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по желанию клиента доставка пакета проездных и перевозочных документов осуществляется бесплатно.

За 2015 год оформлено 3 259 документов на перевозку автомобилей, что составляет 164 % от количества оформленных документов за 2014 год.

В рамках дальнейшего развития услуги по перевозке автомобилей в первом полугодии 2016 года планируется запуск вагонов-автомобилевозов на маршрутах Москва — Казань и Санкт-Петербург — Воркута.

Оптимизация инвестиций в подвижной состав

Закуплено 80 единиц подвижного состава Talgo для скоростного движения на направлении Москва - Нижний Новгород
Закуплено 80 единиц подвижного состава Talgo для скоростного движения на направлении Москва - Нижний Новгород

Размер инвестиций в подвижной состав, по сравнению с 2014 годом, был сокращен на 37,4 %.

В рамках реализации Инвестиционной программы 2015 года приобретено 185 вагонов на 12,6 млрд руб. При обновлении подвижного состава в 2015 году приоритет отдан следующим проектам:

  • приобретение вагонов фирменных поездов (25 единиц) для маршрутов, где достигается экономический эффект, позволяющий окупить вложенные инвестиции;
  • приобретение двухэтажных вагонов (70 единиц);
  • приобретение подвижного состава Talgo (80 единиц);
  • приобретение вагонов габарита RIC для обновления подвижного состава международных поездов (10 единиц).

Суммарный размер инвестиционных проектов с прямым экономическим эффектом в 2015 году (в рамках приобретения вагонов) составляет 5,6 млрд руб. (44,0 % от общей стоимости подвижного состава).

В 2015 году Компания продолжила снижать неравномерность использования подвижного состава в течение года.

С 2015 года решение о назначении дополнительного поезда принимается исключительно при положительном экономическом прогнозе его курсирования, а также при безусловном обеспечении качественных показателей использования подвижного состава в соответствии с бюджетными параметрами.

В 2015 году всего было назначено 404 дополнительных поезда на 1 187 рейсов по сравнению с 592 поездами на 1 771 рейс относительно графика 2014 года (—32 %).

Быстрореализуемые меры по оптимизации продуктов и услуг

В 2015 году произведен запуск двухэтажных поездов на четырех маршрутах
В 2015 году произведен запуск двухэтажных поездов на четырех маршрутах

Пересмотр состава услуг вагонов повышенной комфортности

В состав сервисных услуг вагонов повышенной комфортности входят:

  • рацион питания;
  • комплект постельного белья;
  • санитарно-гигиенический набор;
  • комплект печатных изданий.

Использование вместимости в вагонах повышенной комфортности в 2015 году выросло на 2 % относительно уровня 2014 года и составило 63,3 %.

Среднее количество курсирующих вагонов повышенной комфортности в поездах Компании за 2015 год составило 1 355 вагонов (393 вагона — в 2014 году).

В 2015 году продолжал расширяться проект, позволяющий пассажиру выбирать рацион питания по сформированным меню.

С июля 2015 года данный вид сервиса стал доступен в фирменных поездах Московского, Северо-Кавказского филиалов АО «ФПК», а с ноября 2015 года — Горьковского, Куйбышевского, Приволжского, Северного и Юго-Восточного филиалов АО «ФПК». В IV квартале 2016 года сервис выбора по меню при покупке билета будет доступен для всех фирменных поездов АО «ФПК».

Формирование дополнительных фирменных поездов

По состоянию на январь 2016 года в графике движения 2015/2016 года АО «ФПК» формирует 93 фирменных поезда, что на один поезд меньше по сравнению с количеством таких поездов в 2014 году.

В 2015 году фирменными поездами АО «ФПК» перевезено порядка 24,5 млн человек. Использование вместимости фирменных поездов при среднем составе 11 вагонов в 2015 году составило 66 %.

Для обновления подвижного состава в фирменных поездах в 2015 году было закуплено 25 плацкартных вагонов.

Фирменный поезд

Фирменный поезд — это поезд с высококлассным сервисом и широким перечнем услуг. График движения такого поезда разрабатывается с учетом наиболее удобного времени отправления и прибытия на коне­чную станцию, а также наименьшего времени в пути следования.

Основные отличия фирменных поездов:

  • удобный график движения и наименьшее время в пути следования (по сравнению с аналогичными поездами дальнего следования);
  • современные вагоны, оборудованные кондиционерами (в поездах, где климатические условия позволяют их эксплуатировать);
  • лучшие проводники, прошедшие обучение по специальной программе и аттестацию на право обслуживания фирменных поездов;
  • постельное белье, спальные принадлежности и предметы санитарно-гигиенического назначения улучшенного качества;
  • верхние спальные места застилаются бельем еще до посадки;
  • комфортный вагон-ресторан или вагон-буфет с расширенным ассортиментом блюд.

Гарантированный набор услуг: продажа чайной и кондитерской продукции, печатных изданий, сувениров и прочих товаров, а также предоставление аптечки, настольных игр, щетки для одежды.

Замена одноэтажных вагонов купе двухэтажными

Двухэтажные вагоны пользуются большой популярностью среди пассажиров.

В течение 2015 года был осуществлен запуск двухэтажных поездов на следующих маршрутах:

  • с 1 февраля 2015 г. — поезд № 5/6 сообщением Москва — Санкт-Петербург;
  • с 1 июня 2015 г. — поезд № 23/24 сообщением Москва — Казань;
  • с 31 июля 2015 г. произведена замена состава поезда № 45/46 сообщением Москва — Воронеж на двухэтажный состав с местами для сидения;
  • с 3 декабря 2015 г. запущен двухэтажный поезд № 49/50 сообщением Самара — Москва.

В целом за 2015 год двухэтажными поездами перевезено свыше 1,4 млн пассажиров, что составляет 6 % от всего пассажиропотока дерегулированного сегмента, при том что количество назначений двухэтажных поездов составляет всего 1,3 % в общем количестве назначений поездов дерегулированного сегмента АО «ФПК». В 2015 году закуплено 54 двухэтажных спальных вагона.

Учитывая большую популярность двухэтажных вагонов, в феврале 2016 года начал курсировать второй состав из двухэтажных вагонов по маршруту Москва — Санкт-Петербург.

В июне 2016 года планируется назначение второй пары двухэтажного поезда в направлении Москва — Воронеж, с августа — нового поезда в сообщении Санкт-Петербург — Адлер.

Замена плацкартных вагонов на вагоны с местами для сидения на коротких маршрутах

На конец 2015 года на 20 маршрутах курсировали 36 пар дневных поездов (в конце 2014 года — 23 пары).

За отчетный год поездами с дневным режимом пропуска отправлено около 8,2 млн пассажиров, что на 40 % выше уровня 2014 года. Доля перевозок дневными поездами от общего объема перевозок пассажиров по итогам 2014 года составляла 6,5 %, по итогам 2015 года увеличилась на 3,2 п. п. и составила 9,7 %. В 2015 году дневные поезда принесли прибыль в размере 40,2 млн руб.

Для развития проекта в отчетном году было закуплено 16 двухэ­тажных вагонов для межрегионального сообщения и 80 вагонов Talgo для использования на маршруте Москва — Нижний Новгород.

В 2016 году планируется увеличение количества пар поездов с дневным режимом пропуска на уже существующих направлениях:

  • Москва — Ярославль;
  • Москва — Смоленск;
  • Краснодар — Адлер;
  • Москва — Курск;

а также запуск новых дневных поездов:

  • Екатеринбург — Челябинск;
  • Челябинск — Курган;
  • Москва — Саранск.

Кроме того, учитывая повышенный спрос пассажиров на перевозки по пятницам и воскресеньям, с февраля 2016 года предусмотрено назначение поездов выходного дня на направлениях: Москва — Ярославль — Иваново, Москва — Брянск, Москва — Казань, Москва — Чебоксары.

Салон поезда «Ласточка»
Салон поезда «Ласточка»

Поезда «Ласточка» эксплуатируются на шести маршрутах:

  • Петрозаводск — Санкт-Петербург;
  • Москва — Курск;
  • Москва — Нижний Новгород;
  • Москва — Смоленск;
  • Адлер — Краснодар;
  • Москва — Орел.

В 2015 году поездами «Ласточка» перевезено 3,2 млн пассажиров, что больше уровня прошлого года на 45 %.

Салон поезда «Стриж»
Салон поезда «Стриж»

Поезда «Стриж» курсируют в сообщении Москва — Нижний Новгород с июня 2015 года.

Первый рейс скоростного поезда «Стриж» отправился из Москвы в Нижний Новгород 1 июня 2015 г. Сегодня «Стрижи» курсируют ежедневно и совершают до семи рейсов в день. Время в пути составляет от 3 ч. 35 мин. Ряд поездов следуют с остановками на ст. Владимир, Ковров и Дзержинск, также предусмотрены рейсы без остановок.

11 августа 2015 г. поездами «Стриж» был перевезен 200-тысячный пассажир.

8 сентября 2015 г. поездами «Стриж» был перевезен 300-тысячный пассажир.

11 ноября 2015 г. поездами «Стриж» был перевезен 500-тысячный пассажир.

Минимальная стоимость билета — от 499 руб. Средний тариф в экономическом классе составляет 1 500 руб.

В 2015 году (с июня по 31 декабря) поездами «Стриж» было перевезено 686,7 тыс. пассажиров.

Маршруты дневных поездов

Маршруты дневных поездов

Оптимизация каналов продаж, брендинг и реклама

В 2015 году каждый третий билет продавался в электронной форме.

Для увеличения доли продаж электронных билетов в отчетном году был реализован комплекс мероприятий, который включал как технологическое развитие, так и рекламно-информационную кампанию.

В 2015 году были произведены следующие технологические улучшения:

  • с марта на сайте ОАО «РЖД» в разделе «Пассажирам» доступен новый онлайн-сервис по бронированию отелей. При покупке железнодорожного билета пассажир может перейти к бронированию отелей сразу после подтверждения оплаты;
  • со 2 июня на сайте ОАО «РЖД» открыта продажа «единого билета» для перевозок в направлении Крымского федерального округа с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта;
  • с 16 июня доступна электронная регистрация на международные поезда АО «ФПК» и АО «Национальная компания «Железная дорога Казахстана».

Дальнейшее увеличение объемов продаж электронных билетов продолжится после оснащения всех поездов техническими устройствами контроля легитимности электронных билетов, позволяющими тратить гораздо меньше времени на проверку билетов при посадке в поезд.

В 2015 году на вокзалах и станциях был расположен 271 транзакционный терминал самообслуживания (ТТС) и 67 транзакционных терминалов регистрации. Количество собственных билетных касс в 2015 году снизилось по сравнению с 2014 годом на 20 и составило 2 030.

АО «ФПК» планирует выйти на принципиально новый уровень сервиса в сфере продаж билетов за счет реализации масштабного проекта «Инновационная мобильность», запущенного в конце 2015 года.

Проект предполагает внедрение следующих решений:

  • запуск мобильного приложения по продаже билетов;
  • создание электронного планировщика маршрутов;
  • предоставление персональной поддержки пассажира.

Динамика изменения структуры каналов продаж, %

Динамика изменения структуры каналов продаж

Онлайн-сервис по бронированию отелей

Продажа «единого билета» для перевозок в направлении Крымского федерального округа с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта

Маркетинговые акции

С начала 2015 года на поезда внутригосударственного сообщения (за исключением поездов, включенных в систему динамического ценообразования) была введена широкомасштабная маркетинговая акция «Планируй заранее». Условия акции предполагали дифференциацию тарифов в зависимости от глубины продажи билетов и расположения мест в купе. Пассажиры имели возможность оформить билеты с максимальной скидкой 30 %.

Для увеличения спроса на проезд в купейных вагонах в 2015 года Компанией были организованы недельные распродажи «Выше — дешевле», действие которых распространялось на верхние полки купейных вагонов.

С 21 июля АО «ФПК» запустила акцию «Удачный вторник», и теперь по вторникам пассажиры могут приобретать билеты на поезда дальнего следования по очень привлекательным ценам. Стоимость поездки варьируется в зависимости от расстояния, а самый дешевый билет обходится примерно в 300 руб.

Данное специальное предложение действует для тех поездов и маршрутов, которые включены в Программу «Динамическое ценообразование», согласно которой тарифы в дерегулированном сегменте пассажирских перевозок поездами дальнего следования дифференцируются в зависимости от сроков приобретения билетов. Новые направления выбираются каждую неделю, а перечень поездов и время начала продажи объявляются накануне, по понедельникам, на сайте ОАО «РЖД». Пассажиры уже успели оценить преимущества данной акции. Так, каждый «удачный вторник» на поезда, участвующие в акции, в среднем приобретается в три раза больше билетов, чем в обычные, «неакционные» дни.

Доля билетов в регулируемом и дерегулированном сегментах, реализуемая по аукционным тарифам, составила 45 %.

Маркетинговая акция «Планируй заранее»

Период действияЗа исключением периода действия акции «Выше — дешевле» (недельные распродажи). Глубина продажи
45 суток 11 суток 10 суток и далее
Расположение полки (размер скидки/надбавки)
с 12 января по 29 апреля Скидка 30 % Скидка 10 % Надбавка 10 %
с 30 апреля по 11 мая (кроме 8,9/05) Скидка 15 % Скидка 5 % Надбавка 5 %
с 12 мая по 28 мая Скидка 30 % Скидка 10 % Надбавка 5 %
с 29 мая по 30 июня Скидка 20 % Скидка 20 % Надбавка 5 %
с 1 июля по 13 сентября (кроме южных поездов) Скидка 20 % Скидка 10 % Надбавка 5 %
с 19 сентября по 30 сентября Скидка 25 % Скидка 25 % Скидка 15 %
с 1 октября по 23 октября Скидка 25 % Скидка 5 %
с 24 октября по 10 ноября Скидка 10 % Скидка 5 %
с 11 ноября по 31 декабря +20 % в период со дня отправления 25 декабря
Скидка 20 % Скидка 10 % Надбавка 5 %

Ознакомиться с текущими акциями и скидками на билеты можно на сайте АО «ФПК»