Объем Инвестиционной программы 2015 года составил 17,8 млрд руб.
В отчетном периоде приобретено 185 новых пассажирских вагонов на 12,6 млрд руб., в том числе:
На модернизацию пассажирского подвижного состава направлено 3,9 млрд руб.
Остальные инвестиции в размере 1,3 млрд руб., или 7,6 %, израсходованы на обновление деповского хозяйства, развитие информационных технологий и прочие проекты.
Новый подвижной состав приобретался для обновления парка и компенсации выбытия по истечении срока службы.
В 2015 году было закуплено 80 вагонов подвижного состава Talgo (4,4 млрд руб.) для эксплуатации на маршруте Москва — Нижний Новгород.
Также было приобретено 70 двухэтажных вагонов на сумму 5,4 млрд руб., в том числе 16 двухэтажных вагонов для межрегионального сообщения на сумму 1,2 млрд руб. Данный подвижной состав используется на перспективных направлениях, характеризующихся высоким спросом на пассажирские перевозки: Москва — Самара, Москва — Воронеж и Москва — Санкт-Петербург. Использование двухэтажного подвижного состава позволило повысить конкурентоспособность Компании за счет снижения себестоимости перевозок.
В условиях снижения зависимости от государственных субсидий в 2015 году закуплено лишь 25 плацкартных вагонов на общую сумму 0,8 млрд руб. и 16 двухэтажных вагонов для межрегионального сообщения на общую сумму 1,2 млрд руб.
АО «ФПК» заинтересовано в сохранении парка плацкартных вагонов по ряду причин:
В 2015 году выполнен контракт с ОАО «Тверской вагоностроительный завод», переданный ОАО «РЖД» в 2011 году на поставку 200 вагонов габарита RIC. Последние 10 вагонов, на которые было затрачено 2,0 млрд руб., получены АО «ФПК» в феврале 2015 года. Целью проекта по поставке вагонов габарита RIC является обеспечение перевозок пассажиров в международном сообщении.
В Инвестиционной программе 2015 года был реализован проект «Модернизация пассажирского подвижного состава» на сумму 3,9 млрд руб. Основная доля этих инвестиций (3,1 млрд руб., или 81 %) была направлена на проведение капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы вагона.
Программа | 2014 | 2015 | +/– |
---|---|---|---|
Приобретение подвижного состава | 21,1 | 12,6 | –8,5 |
Модернизация подвижного состава | 0,9 | 3,9 | 3,0 |
Обновление деповского хозяйства | 1,8 | 0,8 | –1,0 |
Развитие информационных технологий | 0,5 | 0,4 | –0,1 |
Прочие проекты | 0,2 | 0,1 | –0,1 |
Итого | 24,5 | 17,8 | –6,7 |
Кроме того, в рамках Инвестиционной программы были предусмотрены инвестиции на обновление деповского хозяйства, а также проекты по развитию информационных технологий.
На обновление деповского хозяйства израсходовано 0,8 млрд руб.
Основными направлениями инвестирования в деповское хозяйство являются:
На развитие информационных технологий в АО «ФПК» в 2015 году было потрачено 0,4 млрд руб. Приоритетным проектом в этом направлении стало развитие продаж проездных документов в АО «ФПК», суммарный размер инвестиций по которому составляет 0,2 млрд руб.; на мероприятия по оптимизации маршрутной сети было направлено 0,1 млрд руб.
Общий объем инвестиций по прочим проектам составил 0,1 млрд руб.
Источниками финансирования Инвестиционной программы в 2015 году являются:
Ключевым фактором, повлиявшим на отклонение размера капитальных вложений от уровня 2014 года, стало приобретение меньшего количества пассажирских вагонов в 2015 году (185 единиц), чем в аналогичном периоде 2014 года (274 вагона) разница составила 89 пассажирских вагонов (на сумму 8,5 млрд руб.).
Увеличение затрат на модернизацию подвижного состава по сравнению с 2014 годом в 4,3 раза было обусловлено необходимостью поддержания парка вагонов на требуемом уровне работоспособности.