Тарифы на перевозки пассажиров во внутригосударственном сообщении в составе дальних поездов устанавливаются для взрослых и детей (по тарифным составляющим) в зависимости от категории поезда (скорый фирменный, скорый, пассажирский фирменный, пассажирский), типа вагона (люкс, СВ, купейный, плацкартный, вагон с местами для сидения), дальности поездки пассажира, сезонных коэффициентов графика гибкого регулирования тарифов и едины для всей сети железных дорог России.
В соответствии с нормативной базой (Тарифное руководство, утвержденное Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. № 156-т/1) регулирование тарифов на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах осуществлялось государством в лице ФСТ России.
Гибкость тарифов в регулируемом сегменте была представлена исключительно Графиком гибкого регулирования тарифов (ГГРТ), который устанавливался ФСТ России на год вперед. Возможность предоставления скидок, проведения маркетинговых акций отсутствовала, что резко ограничивало возможность управления спросом под воздействием изменяющихся макроэкономических факторов.
В соответствии с Приказом ФСТ России от 5 декабря 2014 г. № 280-т/1 АО «ФПК» впервые в 2015 году получила возможность гибкого регулирования тарифов в сегменте плацкартных и общих вагонов в зависимости от расположения мест. Путем дифференциации стоимости проезда на различные категории мест плацкартных вагонов удалось сделать более доступными пассажирские перевозки для различных слоев населения. При этом увеличение стоимости проезда в данном сегменте АО «ФПК» не подразумевается — верхняя граница интервала изменения стоимости проезда в плацкартном сегменте ограничена тарифом, устанавливаемым Тарифным руководством, ГГРТ и коэффициентом фирменности.
Скидки на проезд в плацкартных вагонах начали предоставляться в феврале 2015 года, тогда в полигон акции входило лишь 14 поездов. Постепенно полигон акции расширялся, в апреле в него уже вошло 50 поездов, в сентябре — 130 поездов, а в октябре в акцию были включены все поезда дальнего следования, курсирующие во внутригосударственном сообщении.
Система динамического ценообразования является наиболее гибким инструментом, когда-либо применяемым Компанией. В ней активно сочетаются большинство подходов, ранее реализуемых в виде маркетинговых акций: дифференциация тарифов в зависимости от категории места (верхняя / нижняя полка), дня недели, глубины продажи и др. При этом в отличие от статичных маркетинговых акций, когда тариф определяется заранее на длительный период времени, системой динамического ценообразования осуществляется автоматизированное формирование гибких тарифов с учетом внутренних изменений, а также различных тенденций, происходящих во внешней среде, на дату продажи.
Стоимость проезда может варьироваться и зависит от многочисленных факторов и нюансов, на которые следует обращать внимание, приобретая билет:
На поездах, включенных в систему динамического ценообразования, билеты по всем участкам следования поезда можно приобрести с первого дня продажи. Для каждого направления, поезда и участка маршрута применяется различная ценовая политика.
По мере заполнения поезда и приближения к дате отправления тарифы на основном маршруте увеличиваются. В то же время стоимость проезда на участках маршрута поезда может изменяться непропорционально. В случае высокого спроса стоимость проезда на определенном участке поезда может быть приближена к стоимости проезда по основному маршруту. На тех маршрутах или поездах, где наблюдается невысокий спрос, применяются пониженные тарифы (вплоть до даты отправления). Такая политика применяется, если спрос оказывается ниже прогнозируемого уровня.
В некоторых случаях стоимость билетов зависит не только от времени года и дня недели, но и от времени суток. К примеру, большинство пассажиров планируют свои поездки по пятницам и, проведя выходные в каком-нибудь городе, возвращаются в воскресенье вечером. Следовательно, количество билетов по низким тарифам на поезда в пятницу вечером туда и в воскресенье вечером обратно будет ограничено.
Цены на билеты существенно снижаются в те сезоны, когда люди редко отправляются в поездки, к примеру, после новогодних каникул. Именно в такие периоды применяются минимальные тарифы. В периоды массовых путешествий (во время праздников или школьных каникул) стоимость билетов может значительно повышаться, так как данный период охарактеризован высоким спросом на перевозки.
Как правило, стоимость билетов на поезда, отправляющиеся примерно в
Тем не менее главным фактором, влияющим на стоимость билетов, является спрос на них.