Выявлением, определением степени опасности и выработкой мер по минимизации специфических рисков в Компании занимаются соответствующие Управления — владельцы рисков в рамках своей операционной деятельности.
Управление финансовыми рисками в Компании осуществляется в соответствии с утвержденной Советом директоров Политикой управления финансовыми рисками АО «ФПК» (далее — Политика). В соответствии с Политикой определяются и выявляются финансовые риски Компании, принципы и процессы управления ими.
14 декабря 2015 г. Советом директоров АО «ФПК» утверждена Политика в области управления рисками АО «ФПК», устанавливающая цели, задачи и общие подходы к организации системы управления рисками Компании, принципы ее построения и функционирования, определяющая состав участников процесса управления рисками, их функции, ответственность и взаимодействие в рамках системы управления рисками, а также инфраструктуру и этапы процесса управления рисками.
В карте наиболее значимых рисков представлены основные риски и мероприятия АО «ФПК» по снижению вероятности реализации данных рисков.
Риск | Описание риска | Меры по минимизации риска |
---|---|---|
1. Рыночные риски | ||
1.1. Снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и снижения транспортной активности и покупательской способности |
|
Введение системы долгосрочного субсидирования. Снижение ставки НДС по пассажирским перевозкам в дальнем следовании. Повышение качества услуг для обоснования роста стоимости и снижения оттока на воздушный транспорт. Применение динамического ценообразования. Изменение цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту. Применение различных маркетинговых инициатив: специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования внутригосударственного и международного сообщений. |
1.2. Снижение объема перевозок в международном сообщении |
|
|
1.3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта |
|
Реализация Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с других видов транспорта. Расширение полигона системы управления доходностью Использование инновационного подвижного состава — приобретение двухэтажных вагонов, в том числе с местами для сидения, для организации курсирования поездов на направлениях, характеризующихся высоким пассажиропотоком. Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение. |
2. Регуляторные риски | ||
Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства |
|
Снижение объема убыточных перевозок в случае недостаточности государственных субсидий. |
3. Инвестиционные риски | ||
3.1. Недостаточное финансирование инвестиционной составляющей при компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки |
|
Активная работа с федеральными органами исполнительной власти, бизнес- и экспертными сообществами по обоснованию необходимости государственной поддержки для финансирования обновления подвижного состава в регулируемом сегменте. |
3.2. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации Инвестиционной программы |
|
Применение подходов проектного управления на всех этапах реализации инвестиционных проектов. |
4. Риски опережающего роста затрат | ||
Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки |
|
Долгосрочное планирование потребности в поставках. Заключение взаимовыгодных долгосрочных контрактов с поставщиками. |
5. Технические и технологические риски | ||
5.1. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня |
|
Разработка и реализация долгосрочной Стратегии инновационного развития АО «ФПК». Создание инфраструктуры и определение источников инновационного развития АО «ФПК». Закупка современного подвижного состава, отвечающего мировому уровню. |
5.2. Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс |
|
Внедрение новых технологий и доработка существующего программного обеспечения. |
5.3. Нарушение безопасности движения |
|
Внедрение системы менеджмента безопасности движения в АО «ФПК». Анализ состояния безопасности движения, отказов технических средств. Проведение технических ревизий и проверок организации обеспечения безопасности движения. Проведение анализа работы средств неразрушающего контроля с разработкой мер по улучшению их работы. Внедрение систем контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах. Проведение технических аудитов в ремонтных цехах структурных подразделений филиалов. |
5.4. Пожарная безопасность |
|
Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в поездах. Модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности. Оборудование объектов АО «ФПК» охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения. |
5.5. Экологическая безопасность |
|
Модернизация подвижного состава и инженерных сооружений структурных подразделений филиалов АО «ФПК». Мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, используемых для производственных нужд. |
5.6. Инфраструктурные ограничения |
|
Долгосрочное планирование развития железнодорожной инфраструктуры для пассажирского движения совместно с ОАО «РЖД». |
5.7. Угроза террористических актов |
|
Проведение оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Главным управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России), Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России), департаментом безопасности ОАО «РЖД» и региональными центрами безопасности ОАО «РЖД». Усиление пропускного и внутриобъектового режимов на объектах АО «ФПК». Оснащение объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. |
6. Социальные риски | ||
6.1. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе |
|
Введение государственного заказа на перевозки в дальнем следовании и адресных субсидий для обеспечения географической и ценовой доступности перевозок. |
6.2. Возникновение напряженности среди персонала |
|
Переподготовка и перевод сокращаемых сотрудников на вакантные позиции в АО «ФПК» или в холдинге «РЖД». Развитие внутреннего рынка труда в АО «ФПК» и холдинге «РЖД». Повышение объема использования (загрузки) оптимизируемых активов посредством диверсификации деятельности. |
7. Репутационные риски | ||
Возникновение ущерба для корпоративной репутации |
|
Коммуникационная кампания заданной интенсивности в общественно-политических, деловых и специализированных СМИ, Интернете. Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение укрепляющих имидж-мероприятий с целью формирования позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе. Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятельности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами). Мониторинг негативных сообщений о деятельности Компании в информационном пространстве и оперативное антикризисное реагирование. Мониторинг деятельности конкурентов — ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере. Обеспечение полноценного присутствия Компании в информационном поле. Генерирование собственного позитивного информационного потока. |
8. Производственный травматизм | ||
Производственный травматизм |
|
Соблюдение законодательства по промышленной, пожарной и экологической безопасности. Регулярные обучение и аттестация сотрудников, производственный контроль в области промышленной безопасности и профилактическая работа в области пожарной безопасности. |
9. Финансовые риски | ||
9.1. Валютный риск |
|
Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов, пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте. |
9.2. Процентный риск |
|
Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств. Максимальный уровень процентных ставок по привлекаемым кредитам ограничен условиями долгосрочных договоров, заключенных с банками-кредиторами по итогам открытых конкурсов. Пересмотр процентных ставок в соответствии с условиями кредитных соглашений может осуществляться только по соглашению сторон. |
9.3. Риск ликвидности |
|
Ежедневное планирование платежей Компании, наличие долгосрочных кредитных линий, размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения. |
9.4. Кредитный риск |
|
Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг. Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств. |