EN

Карта рисков

Описание общей системы управления рисками

Выявлением, определением степени опасности и выработкой мер по минимизации специфических рисков в Компании занимаются соответствующие Управления — владельцы рисков в рамках своей операционной деятельности.

Управление финансовыми рисками в Компании осуществляется в соответствии с утвержденной Советом директоров Политикой управления финансовыми рисками АО «ФПК» (далее — Политика). В соответствии с Политикой определяются и выявляются финансовые риски Компании, принципы и процессы управления ими.

14 декабря 2015 г. Советом директоров АО «ФПК» утверждена Политика в области управления рисками АО «ФПК», устанавливающая цели, задачи и общие подходы к организации системы управления рисками Компании, принципы ее построения и функционирования, определяющая состав участников процесса управления рисками, их функции, ответственность и взаимодействие в рамках системы управления рисками, а также инфраструктуру и этапы процесса управления рисками.

В карте наиболее значимых рисков представлены основные риски и мероприятия АО «ФПК» по снижению вероятности реализации данных рисков.

Карта рисков

Риск Описание риска Меры по минимизации риска
1. Рыночные риски
1.1. Снижение объема перевозок вследствие роста тарифов и снижения транспортной активности и покупательской способности
  • Предполагаемый в Стратегии рост тарифов (цен на билеты) на уровне выше инфляции, но ниже роста реальных располагаемых доходов населения может привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
  • Ухудшение состояния экономики: рост уровня инфляции и безработицы, снижение реальных располагаемых доходов населения могут повлиять на снижение транспортной активности и покупательской способности населения.

Введение системы долгосрочного субсидирования.


Снижение ставки НДС по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.


Повышение качества услуг для обоснования роста стоимости и снижения оттока на воздушный транспорт.


Применение динамического ценообразования.


Изменение цены с учетом эластичности спроса к цене и комфорту.


Применение различных маркетинговых инициатив: специальные тарифы на проезд в поездах дальнего следования внутригосударственного и международного сообщений.

1.2. Снижение объема перевозок в международном сообщении
  • Обострение геополитической обстановки, усиление экономических санкций в отношении России, рост курса иностранных валют могут привести к падению объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем следовании.
1.3. Изменение предпочтений пассажиров в выборе средств поездки в пользу альтернативных видов транспорта
  • Изменение предпочтений пассажиров в пользу воздушного транспорта (снижение стоимости проезда авиационного транспорта за счет субсидирования регио­нальных перевозок при государственной поддержке) или автобусов (в случае снижения доходов населения) может привести к падению объема перевозок поездами АО «ФПК».

Реализация Конкурентной стратегии для удержания пассажиров и привлечения новых пассажиров с других видов транспорта.


Расширение полигона системы управления доходностью (75-процентный охват поездов во внутригосударственном регулярном сообщении) — динамическое ценообразование применяется на 400 поездах 119 направлений.


Использование инновационного подвижного состава — приобретение двухэтажных вагонов, в том числе с местами для сидения, для организации курсирования поездов на направлениях, характеризующихся высоким пассажиропотоком.


Оптимизация расписания движения поездов, включая их ускорение.

2. Регуляторные риски
Повышение тарифов в регулируемом сегменте темпами, отличными от заложенных в Стратегии, без компенсации со стороны государства
  • Для повышения ценовой доступности для населения железнодорожных перевозок в дальнем следовании государство может индексировать тарифы темпами ниже заложенных в Стратегии.
Снижение объема убыточных перевозок в случае недостаточности государственных субсидий.
3. Инвестиционные риски
3.1. Недостаточное финансирование инвестиционной составляющей при компенсации выпада­ющих доходов от государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки
  • Парк пассажирских вагонов в значительной степени изношен, при этом собственные источники инвестиций АО «ФПК» недостаточны, что может привести к снижению качества и сокращению объема железнодорожных перевозок в регулируемом сегменте.
Активная работа с федеральными органами исполнительной власти, бизнес- и экспертными сообществами по обоснованию необходимости государственной поддержки для финансирования обновления подвижного состава в регулируемом сегменте.
3.2. Недостижение запланированных показателей эффективности инвестиционных проектов при реализации Инвестиционной программы
  • Несоблюдение сроков по осуществлению капитальных вложений и ввода в эксплуа­тацию объектов инвестиций, а также существенное изменение условий эксплуатации основного средства может привести к ухудшению ожидаемых показателей инвестиционных проектов.
Применение подходов проектного управления на всех этапах реализации инвестиционных проектов.
4. Риски опережающего роста затрат
Опережающий рост цен поставщиков и затрат на обеспечение пассажирских перевозок в дальнем следовании выше роста тарифов на перевозки
  • Опережающий рост цен поставщиков АО «ФПК» по сравнению с ростом тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании создает риск снижения эффективности операционной деятельности АО «ФПК».

Долгосрочное планирование потребности в поставках.


Заключение взаимовыгодных долгосрочных контрактов с поставщиками.

5. Технические и технологические риски
5.1. Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня
  • Отставание технико-экономических и эксплуатационных характеристик пассажирского подвижного состава от мирового уровня создает риск снижения конкурентоспособности АО «ФПК», отставания от требуемого темпа снижения операционных затрат.

Разработка и реализация долгосрочной Стратегии инновационного развития АО «ФПК».


Создание инфраструктуры и определение источников инновационного развития АО «ФПК».


Закупка современного подвижного состава, отвечающего мировому уровню.

5.2. Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс
  • Недостаточный темп внедрения инноваций в перевозочный процесс не позволит реализовать потенциал современных технологий для повышения безопасности перевозок и качества обслуживания пассажиров.
Внедрение новых технологий и доработка существующего программного обеспечения.
5.3. Нарушение безопасности движения
  • Возникновение событий, связанных с нарушением правил безопасности движения.
  • Возникновение отказов технических средств.

Внедрение системы менеджмента безопасности движения в АО «ФПК».


Анализ состояния безопасности движения, отказов технических средств.


Проведение технических ревизий и проверок организации обеспечения безопасности движения.


Проведение анализа работы средств неразрушающего контроля с разработкой мер по улучшению их работы.


Внедрение систем контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах.


Проведение технических аудитов в ремонтных цехах структурных подразделений филиалов.

5.4. Пожарная безопасность
  • Возникновение пожара на подвижном составе.

Проведение проверок соблюдения требований пожарной безопасности в поездах.


Модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности.


Оборудование объектов АО «ФПК» охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения.

5.5. Экологическая безопасность
  • Выбросы загрязняющих веществ.

Модернизация подвижного состава и инженерных сооружений структурных подразделений филиалов АО «ФПК».


Мероприятия по экономии и охране водных ресурсов, используемых для производственных нужд.

5.6. Инфраструктурные ограничения
  • Невозможность составления наиболее удобного для пассажиров графика движения поездов дальнего следования, повышения маршрутных скоростей поездов не позволит повысить конкурентные преимущества АО «ФПК» на коротких и средних маршрутах и создаст риск ухода пассажиров на альтернативные виды транспорта.
Долгосрочное планирование развития железнодорожной инфраструктуры для пассажирского движения совместно с ОАО «РЖД».
5.7. Угроза террористических актов
  • Угроза совершения или совершение актов незаконного вмешательства (в том числе террористических актов) на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах АО «ФПК».

Проведение оперативно-профилактических мероприятий во взаимодействии с Главным управлением на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России), Федеральной службой безопасности Российской Федерации (ФСБ России), департаментом безопасности ОАО «РЖД» и региональными центрами безопасности ОАО «РЖД».


Усиление пропускного и внутриобъектового режимов на объектах АО «ФПК».


Оснащение объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

6. Социальные риски
6.1. Возникновение неудовлетворенности от деятельности АО «ФПК» в обществе
  • Непопулярные меры, связанные с повышением тарифов и закрытием убыточных маршрутов, могут вызвать массовое недовольство населения.
Введение государственного заказа на перевозки в дальнем следовании и адресных субсидий для обеспечения географической и ценовой доступности перевозок.
6.2. Возникновение напряженности среди персонала
  • Оптимизация ремонтных мощностей, других активов, сопровождаемая сокращением персонала, может вызвать недовольство сотрудников.

Переподготовка и перевод сокращаемых сотрудников на вакантные позиции в АО «ФПК» или в холдинге «РЖД».


Развитие внутреннего рынка труда в АО «ФПК» и холдинге «РЖД».


Повышение объема использования (загрузки) оптимизируемых активов посредством диверсификации деятельности.

7. Репутационные риски
Возникновение ущерба для корпоративной репутации
  • Возможное нарастание напряжения в информационном поле, связанное с отменой поездов и вопросами государственного субсидирования пассажирских перевозок.
  • Негативные оценки в случае неудовлетворительных условий проезда в поездах формирования АО «ФПК».
  • Усиление конкурентного давления со стороны авиационных и автомобильных перевозчиков.
  • Прогноз снижения показателей пассажирских перевозок вследствие объективных факторов.

Коммуникационная кампания заданной интенсивности в общественно-политических, деловых и специализированных СМИ, Интернете.


Участие в отраслевых выставках и конференциях, проведение укрепляющих имидж-мероприятий с целью формирования позитивной внешней оценки Компании в экспертном сообществе.


Мониторинг уровня лояльности потребителей к деятельности АО «ФПК» (инициирование и поддержание обратной связи с пассажирами).


Мониторинг негативных сообщений о деятельности Компании в информационном пространстве и оперативное антикризисное реагирование.


Мониторинг деятельности конкурентов — ключевых участников рынка транспортных услуг в авиационной, автомобильной и железнодорожной сфере. Обеспечение полноценного присутствия Компании в информационном поле. Генерирование собственного позитивного информационного потока.

8. Производственный травматизм
Производственный травматизм
  • Ущерб от травм и заболеваний сотрудников Компании, полученных на рабочем месте.

Соблюдение законодательства по промышленной, пожарной и экологической безопасности.


Регулярные обучение и аттестация сотрудников, производственный контроль в области промышленной безопасности и профилактическая работа в области пожарной безопасности.

9. Финансовые риски
9.1. Валютный риск
  • Риск роста расходов АО «ФПК» по договорам и контрактам, номинированным в иностранной валюте: договоры с иностранными контрагентами на оказание услуг по допуску поездов формирования АО «ФПК» к инфраструктуре иностранных железных дорог, контракты на разработку и поставку пассажирского состава иностранного производства, договоры на проведение расчетов с иностранными перевозчиками по проданным проездным документам.
Хеджирование платежей в иностранной валюте с использованием производных финансовых инструментов, пересмотр условий договоров, номинированных в иностранной валюте.
9.2. Процентный риск
  • Риск роста процентных ставок по привлеченным и привлекаемым заемным средствам.

Получение кредитных рейтингов ведущих международных рейтинговых агентств.


Максимальный уровень процентных ставок по привлекаемым кредитам ограничен условиями долгосрочных договоров, заключенных с банками-кредиторами по итогам открытых конкурсов. Пересмотр процентных ставок в соответствии с условиями кредитных соглашений может осуществляться только по соглашению сторон.

9.3. Риск ликвидности
  • Риски, связанные с угрозами и возможностями в области управления свободными денежными средствами Компании (риски неплатежеспособности, риски кассовых разрывов).
Ежедневное планирование платежей Компании, наличие долгосрочных кредитных линий, размещение свободных денежных средств на депозиты с правом досрочного расторжения.
9.4. Кредитный риск
  • Риски неисполнения контрагентами своих обязательств перед Компанией по заключенным контрактам/договорам.

Применение типовых условий расчетов, направленных на минимизацию авансовых платежей и предварительную оплату оказанных контрагентам услуг.


Предъявление к рисковым группам контрагентов требований о предоставлении банковских гарантий обеспечения исполнения обязательств.