EN

Международная деятельность

АО «ФПК» осуществляет перевозки пассажиров в прямом и транзитном сообщениях со странами СНГ и Балтии, а также в дальнем зарубежье — в 16 стран Европы и Азии по 21 международному маршруту в Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Италию, Китай, КНДР, Монголию, Монако, Польшу, Словакию, Финляндию, Францию, Чехию, Черногорию и Сербию.

Международное сотрудничество

Международное железнодорожное сообщение во многом обеспечивается за счет активного участия менеджмента Компании в деятельности профессиональных международных железнодорожных организаций, таких как ОСЖД, МСЖД (в настоящее время председателем этой организации является президент ОАО «РЖД» О.В. Белозёров), ЦСЖТ, ЦИТ, а также благодаря двустороннему и многостороннему сотрудничеству АО «ФПК» с компаниями-перевозчиками и железнодорожными администрациями.

Экономический кризис, продолжившийся в 2015 году более глубоким падением национальной валюты по отношению к доллару, евро и швейцарскому франку — одной из основных расчетных валют между железнодорожными администрациями, — оказал негативное влияние на пассажиропоток в международном сообщении, который сократился в 2015 году по отношению к 2014 году на 33 %.

Снижение транспортной мобильности населения в дальнем железнодорожном сообщении потребовало от руководства АО «ФПК» проведения политики жесткой экономии, сокращая малоэффективные предприятия и оптимизируя маршрутную сеть как во внутригосударственном, так и в международном сообщениях.

Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, в 2015 году АО «ФПК» удалось сохранить позиции лидера в международном железнодорожном бизнес-сообществе, развивая техническое и технологическое сотрудничество, расширяя полигон применения динамического ценообразования, электронных продаж, электронных билетов, а также активно участвуя в совершенствовании нормативной правовой базы международных железнодорожных пассажирских перевозок.

Статус железнодорожных организаций, обеспечивающих международное железнодорожное сообщение

Организация Статус АО «ФПК» Дата присвоения статуса
Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Ассоциированный член Наблюдатель Апрель 2011 года июнь 2013 года
Международный комитет по железнодорожному транспорту Полноправный член 1 мая 2012 года
Международный союз железных дорог (МСЖД) Присвоение международного кода перевозчика 2011 год
Европейская / Азиатская Ассамблея МСЖД Ассоциированный член Июль 2012 года


Техническое и технологическое сотрудничество с иностранными партнерами

В рамках реализации проекта организации скоростного железнодорожного сообщения Российской Федерации с Центральной Европой за счет внедрения в эксплуатацию нового подвижного состава производства испанской компании Patentes Talgo S.L. АО «ФПК» был организован ряд международных мероприятий.

Проведено расширенное совещание с участием представителей АО «ФПК», Белорусской железной дороги, АО «ПКП Интерсити», АО «ПКП ПЛК», компании Patentes Talgo S.L., а также пограничных и таможенных служб Польши и Белоруссии.

На совещании были рассмотрены вопросы реализации проекта «Строительство переводного устройства на станции Брест» в части хода строительства, проведения сертификационных испытаний подвижного состава компании Patentes Talgo S.L. и приемочных испытаний переводного устройства, взаимодействия с региональными подразделениями, осуществляющими пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Кроме того, была проведена презентация подвижного состава Patentes Talgo S.L. всем представителям Белорусских и Польских железных дорог, государственным контролиру­ющим органам двух стран, а также организованы его «натурные» испытания в Польше, направленные на выявление особенностей эксплуатации на подземных железнодорожных станциях.

Проведены переговоры с представителями компании Patentes Talgo S.L. с целью обсуждения дальнейших финансово-экономических отношений двух компаний. В частности, были пересмотрены ставка и условия Договора на обслуживание подвижного состава Patentes Talgo S.L., рассмотрены вопросы задержки поставки поездов в Россию и их сертификации. Стороны пришли к общим договоренностям по уменьшению стоимости Контракта.

Поезда Patentes Talgo S.L. под брендом «Стриж» начали курсировать во внутрироссийском сообщении с 1 июня 2015 г. между Москвой и Нижним Новгородом, заменив на этом направлении поезда «Сапсан». Пассажиры уже оценили по достоинству высокие потребительские свойства поезда «Стриж».

2 июня 2015 г. в ходе официального визита премьер-министра Словакии Роберта Фицо в Россию АО «ФПК» подписало Меморандум о сотрудничестве между АО «ФПК» и Словацко-Российским деловым советом в сфере реализации и модернизации подвижного состава Компании.

В Меморандуме говорится о заинтересованности сторон в модернизации подвижного состава АО «ФПК» силами словацких компаний (вагоны-рестораны, переоборудование новых спальных вагонов габарита RIC в штабные вагоны), приобретении словацкой стороной купейных вагонов собственности АО «ФПК» типа WLABmee постройки 1994 года, а также об аренде АО «ФПК» вагонов-ресторанов у сторонних собственников.

Заключен Договор на продажу словацкой стороне 40 вагонов вышеупомянутого типа, активно проводились переговоры по реализации остальных статей Меморандума.

Вопрос переоборудования новых вагонов габарита RIC в штабные вагоны также обсуждался в ходе серии переговоров со специалистами ООО «Сименс» и «Сименс АГ» — производителями данного типа подвижного состава.

Окончательное решение АО «ФПК» будет принято после анализа технико-экономических обоснований модернизации, представленных словацкой и австрийской сторонами.

В интересах развития технологий продаж проездных документов в период с 25 по 26 мая 2015 г. в Санкт-Петербурге АО «ФПК» совместно с ОСЖД и МСЖД провело международный семинар «Организация работы по продаже проездных документов в условиях развития новых технологий продаж», участие в котором приняли представители министерств транспорта и железных дорог стран — членов МСЖД и ОСЖД от Австрийской Республики, Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Финляндской Республики, Французской Республики, Чешской Республики, Монголии, Республики Польша, Венгрии. Всего в семинаре приняли участие более 150 человек.

В рамках мероприятия были организованы две пленарные дискуссии на темы «Инновационная мобильность» и «Развитие электронной коммерции», а также выступление участников с докладами по темам «Расширение продаж путем применения современных технологий Hermes и стандартов Международного союза железных дорог», «Система помощи резервирования лицам с ограниченной подвижностью PRM (a Person with Reduced Mobility)» и т. д.

Совершенствование Политики тарифообразования и оптимизация международных железнодорожных сообщений

В условиях экономического кризиса и снижения потребительской активности населения особое значение приобретает Политика ценообразования. Возможность предложить рынку конкурентоспособные цены наравне с высоким качеством транспортных услуг определяет «зрелость» Компании и готовность менеджмента принимать эффективные управленческие решения.

В 2015 году АО «ФПК» продолжило активно сотрудничать с железнодорожными администрациями и перевозчиками стран СНГ и Балтии по вопросам текущего тарифообразования, применения системы скидок и надбавок.

Так, в 2015 году для пассажиров были предусмотрены скидки и специальные тарифы на отдельные поезда, следующие в сообщении со странами СНГ и Балтии. Скидки предоставлялись в зависимости от срока продажи (Россия — Беларусь / Молдова / Литва / Латвия / Эстония / Казахстан / Узбекистан / Киргизия / Таджикистан), на боковые места в плацкартных вагонах (Россия — Беларусь / Молдова), при одновременном оформлении проездных документов «туда и обратно» (Россия — Белоруссия), при одновременном выкупе всех мест в отдельном купе купейных вагонов и вагонов СВ (Россия — Латвия). Размер скидки варьировался от 10 до 58 % в зависимости от сообщения и применяемого тарифного плана.

При оформлении проездных документов в международные поезда, курсирующие по глобальным ценам (№ 17/18 сообщением Москва — Ницца, № 23/24 сообщением Москва — Париж, № 21/22 сообщением Москва — Прага и следующие в его составе беспересадочные вагоны сообщением Москва — Вена, Москва — Хеб, Санкт-Петербург — Вена и Санкт-Петербург — Прага) применялась система скидок со стоимости проезда в вагонах всех категорий. Скидки предоставлялись на верхние места в зависимости от срока продажи, возраста (детям, молодежи, лицам старшего возраста), при продаже мини-группам численностью от двух человек, группам от шести пассажиров, молодоженам, а также в день рождения пассажира. Размер скидок варьировался от 20 до 50 %.

В отчетном году АО «ФПК» проделана серьезная работа по переходу на новую экономическую модель взаимоотношений с зарубежными партнерами, осуществляющими пассажирские перевозки в сообщении с Российской Федерацией на условиях Межгосударственного пассажирского тарифа (МГПТ). Предлагается уйти от расчетов между железнодорожными администрациями, основываясь на билетной части проездного документа, и применить более передовой опыт — контрактную основу организации курсирования поездов, когда заинтересованная в назначении поезда сторона оплачивает расходы, связанные с его проводкой по маршруту следования, независимо от полученной выручки в результате реализации проездных документов. Такой подход призван обеспечить экономическую безопасность железнодорожных перевозчиков, не являющихся инициаторами назначения неэффективных поездов с точки зрения финансового результата.

Переход на контрактную основу организации проводки иностранных поездов российской стороной планируется инициировать уже в 2016 году при поддержке Минтранса России.

В отчетном периоде АО «ФПК» была продолжена работа с иностранными партнерами по оптимизации сети маршрутов международных пассажирских поездов.

В 2015 году Компания возобновила железнодорожное сообщение с некоторыми странами Восточной Европы, организовав курсирование беспересадочных вагонов сообщением Москва — Будапешт, Москва — София, Москва — Варна, Москва — Бургас и Москва — Бар с графиком движения 2015/2016 года.

Продвижение транспортных продуктов АО «ФПК» на международных рынках

АО «ФПК» приняло активное участие в реализации кампании «Поезд в Париж», проводимой при содействии МСЖД и под эгидой ООН в рамках 21-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, состоявшейся 30 ноября — 11 декабря 2015 г. в Париже.

Основным элементом кампании является организация железнодорожного сообщения между Парижем как местом проведения Конференции и столицами ведущих европейских стран (Берлин, Амстердам, Рим, Лиссабон и др.) с целью привлечения внимания общественности к проблемам изменения климата и продвижения железнодорожного транспорта как наиболее безопасного с точки зрения загрязнения окружающей среды.

В рамках упомянутого проекта российской стороной организована перевозка участников акции по маршруту Пекин — Улан-Батор — Иркутск — Москва — Париж. В поездке участвовали представители Китайских, Монгольских, Российских железных дорог, а также представители МСЖД.

В мероприятиях приняли участие представители правительств европейских стран, общественных и международных организаций, а также генеральный директор МСЖД Жан-Пьер Лубину (Jean-Pierre Loubinoux), президент Национальной компании французских железных дорог (SNCF — Société Nationale des Chemins de fer Français) Гийом Пепи (Guillaume Pepy), председатель правления Немецкой железной дороги (Deutsche Bahn AG) доктор Рюдигер Грюбе (Ruediger Grube), Генеральный директор АО «ФПК» Михаил Акулов и другие высокопоставленные гости.

Совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей железнодорожные пассажирские, багажные и грузобагажные перевозки в международном сообщении

АО «ФПК» всегда уделяется большое внимание вопросам увеличения комфорта проезда пассажиров, в том числе за счет повышения маршрутных скоростей и оптимизации процесса организации таможенного и пограничного контроля при пересечении государственных границ.

В частности, АО «ФПК» активно участвует в разработке и продвижении новой Конвенции об облегчении условий железнодорожной перевозки пассажиров и багажа через границы в международном железнодорожном пассажирском сообщении. Принятие этого документа в рамках Европейского союза создаст необходимую правовую основу для обеспечения взаимодействия перевозчиков и государственных органов, ответственных за администрирование государственных границ. В новой Конвенции будет предусмотрена возможность применения технологии пограничного и таможенного контроля в движущемся поезде, что позволит значительно сократить время следования международных поездов.

Данный проект реализуется под эгидой Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) при активной поддержке ОСЖД.

С 23 по 25 ноября 2015 г. в Женеве прошла 69-я сессия рабочей группы по железнодорожному транспорту КВТ ЕЭК ООН. В рамках сессии российская делегация совместно с ОСЖД презентовала проект новой Конвенции и обратилась к участникам рабочей группы с предложением о согласовании данного документа и продолжении работы по его окончательному утверждению.

Расширение двустороннего сотрудничества

В 2015 году было заключено Соглашение о сотрудничестве в области железнодорожных пассажирских перевозок пассажиров и ручной клади в международном сообщении с ЗАО «МАВ-ШТАРТ» (MÁV-START Zrt.) — 24 июня и ГП «Железная дорога Молдовы» (Î.S. Calea Feratǎ din Moldova) — 9 декабря.

Важным направлением двустороннего сотрудничества для АО «ФПК» остается расширение сети продаж проездных документов. В марте 2015 года между АО «ФПК» и компанией Eurail Group (Нидерланды) подписан Меморандум о сотрудничестве. Компания-партнер предлагает туристам карты Rail Pass, по которым предоставляются скидки для проезда в поездах 30 железнодорожных компаний, размещения в гостиницах, посещения музеев и других культурно-общественных заведений Европы.

15–16 июня в Вене состоялся 17-й Симпозиум «Европа становится цифровой!», в рамках которого между АО «ФПК» и компанией «Роланд Бергер Стрэтеджи Консалтентс» (Roland Berger Strategy Consultants) подписано Стратегическое соглашение о сотрудничестве в области разработки Инновационной программы мобильности.

В 2015 году АО «ФПК» заключены Договоры с СНЦФ Мобилите (SNCF Mobilité), ДВ Фертриб ГМБХ (DB Vertrieb GmbH), ЗАО «МАВ-ШТАРТ» (MÁV-START Zrt.) о реализации международных железнодорожных продуктов, регулирующие продажу проездных документов через каналы сбыта сторон.